GL Group

Модель ценообразования транспортно-экспедиционных услуг

В статье рассматривается подробное описание разработки модели ценообразования транспортно-экспедиционных услуг (далее – Модели) с пошаговой инструкцией определения себестоимости транспортной экспедиции грузов. Модель, исследована и апробирована на опыте крупного российского бизнеса, рекомендуется в качестве эффективного инструмента для обоснования прямых и косвенных затрат, а также установления цен и тарифов на услуги транспортной экспедиции.

Цель разработки модели ценообразования


Разработка модели осуществляется в целях формирования экономически обоснованных тарифов на услуги транспортной компании, где расчет себестоимости услуг предполагает формирование расчетной модели, позволяющей калькулировать затраты с привязкой к определенной услуге на основе исходных данных о наборе составляющих услугу операций.

Область применения модели ценообразования


С использованием разработанной модели, финансово-экономические службы организации смогут рассчитать себестоимость услуг, входящих в производственную программу компании и оценить чувствительность финансового результата к изменению производственной программы для обоснования диапазона натуральных объемов деятельности, при которых тарифы могут оставаться неизменными, покрывая полную себестоимость оказываемых услуг.

Требования, предъявляемые к модели ценообразования


Модель расчета себестоимости услуг и формирования тарифов формируется в виде таблиц Excel (с макросами) и/или 1С:Предприятие 8.
Технологические требования, предъявляемые к модели:
  • простота – логика построения, способ внесения исходных данных и получения результата расчетов должны быть доступны широкому кругу пользователей;
  • гибкость – при возникновении новых видов услуг, операций, изменениях параметров выполнения услуг, организационной структуры, классификации затрат пользователи модели – ответственные сотрудники компании – должны иметь возможность самостоятельно актуализировать модель;
  • интерактивность – изменение исходных данных приводит к пересчету себестоимости и тарифов;
  • защищенность – наличие встроенных контрольных показателей, мониторинг которых позволит убедиться в сохранности модели (в частности, ячеек с формулами / алгоритм расчета).
Как правило, модель ценообразования включает в себя поля исходных данных и поля формул (расчетные и ссылки). Поля исходных данных предназначены для ввода параметров модели. Поля формул образуют итоговые расчетные результаты и обеспечивают, через ссылки, связность модели. Как правило для обозначения типа полей применяется цветовая маркировка, например,
  • поля ввода данных – белый фон,
  • расчетные поля –розовый фон,
  • поля, образованные ссылками –зеленый фон.
Использование модели может осуществляться пользователем и администратором.
  • Пользователь работает только с полями ввода данных (вносит исходные параметры) и наблюдает результирующие значения.
  • Администратор модели изменяет набор услуг, операций, ресурсов, формулы расчета. Для контроля целостности данных в модель вводятся поля контрольных значений. При работе с моделью в роли администратора пользователь должен постоянно следить за тем, чтобы по завершении каждого изменения модели контрольные значения оставались нулевыми.

Этапы формирования модели ценообразования


Создание модели расчета цен и тарифов на услуги, оказываемые компанией-заказчиком реализуется силами рабочей группы, в состав которой входят консультанты (как правило, консалтинговая фирма) и сотрудники организации (отдел экономики и планирования, производственные подразделения предприятия).
Работа выполняется поэтапно, в соответствии с техническим заданием.

На 1 этапе: выполняются подготовительные действия: формируется рабочая группа проекта; проводятся совещания, посвященные рассмотрению целей и задач проекта, согласованию методов и допущений, применяемых при реализации проекта; запрашивается и представляется в распоряжение консультантов необходимые документы.

На 2 этапе: проводится расчет себестоимости по всем оказываемым компанией услугам, формируются тарифы на оказываемые услуги, исходя из сумм затрат, предусмотренных Бизнес-планом организации на планируемый период, применительно к производственной программе, усредненной по объемам двух-трех лет. Для решения этой задачи:
  • актуализируется перечень основных бизнес-процессов: по каждой услуге описывается состав участвующих в ней операций; по каждой операции определяется состав и объем использования основных производственных ресурсов;
  • изучается порядок осуществления вспомогательных и обслуживающих бизнес-процессов, на этой основе определяются правила распределения косвенных постоянных затрат (на управление деятельностью и содержание инфраструктурных объектов) между основными производственными ресурсами;
  • для основных производственных ресурсов предприятия рассчитываются: потребности организации на производственную программу (в натуральных единицах); себестоимость единицы при загрузке в объеме производственной программы и при эффективной загрузке;
  • определяются ставки переменных затрат – стоимость внешних по отношению к предприятию ресурсов, используемых при осуществлении услуг транспортной экспедиции,
  • формируется модель расчета себестоимости и тарифов на услуги – многомерная матрица, набор взаимосвязанных таблиц Excel (с макросами) / 1С: Предприятие 8, в интерактивном режиме поддерживающая экономически обоснованное тождество суммарных значений: затрат структурных подразделений, стоимость основных производственных ресурсов, стоимость производственных операций, себестоимость производственной программы услуг предприятия.

Модель является многофункциональной, позволяет:
  • рассчитывать себестоимость услуг транспортной компании, основываясь на актуальных исходных данных,
  • анализировать вклад в себестоимость каждой услуги постоянных распределенных затрат и переменных затрат,
  • анализировать вклад отдельных операций в себестоимость услуги,
  • рассчитывать потребность в ресурсах на производственную программу,
  • оценивать степень загрузки собственных ресурсов,
  • выполнять моделирование изменения себестоимости услуг при изменении объемов услуг и изменении сумм затрат,
  • оценивать вклад услуг, оказываемых различным группам заказчиков, в выручку и прибыль,
  • прогнозировать финансовый результат при изменении объемов услуг, изменении сумм затрат, моделировать вариации ценообразования.

На 3 этапе: модель расчета себестоимости услуг и тарифов дополняется инструментарием для оценки влияния на финансовый результат предприятия при изменении объема оказываемых услуг и тарифной политики компании.
Для случаев вариации производственной программы в операционном масштабе, рассчитываются:
  • диапазоны возможного снижения объемов услуг, при которых финансовый результат деятельности предприятия еще может быть признан удовлетворительным (точка безубыточности, минимально допустимая маржинальность) при сохранении расчетного значения тарифа;
  • тариф, обеспечивающий заданную маржинальность при сниженном объеме грузоперевозок;
  • прогнозный финансовый результат при зафиксированных константами значениях объемов и тарифов (экспертные оценки, основанные на рыночном анализе; результат переговоров с заказчиками).
В ситуациях существенного отличия анализируемой производственной программы от варианта, признанного оптимальным, модель может быть использована для расчета себестоимости и тарифов на услуги на основе измененных исходных параметров.


На 4 этапе: модель передается заказчику в электронном формате, с методическими указаниями и инструкцией для конечных пользователей (структура модели ценообразования, расчетные алгоритмы, правила ее использования и внесения изменений).

Требуется разработка модели ценообразования?


Обратившись за услугами разработки модели ценообразования, консультанты компании «GL Group Consulting» помогут вам разработать методологию определения цен и тарифов работ (услуг), подготовят модель распределения затрат, актуализируют информацию о характеристиках основных производственных и вспомогательных процессов, выполнят расчеты и проведут анализ полученных результатов.

Чтобы заказать расчет себестоимости (товара/услуг) и/или модель ценообразования для транспортной компании в Москве, Санкт-Петербурге (СПб), Краснодаре и других городах России «GL Group Consulting», вы можете направить запрос на предоставление технико-коммерческого предложения (ТКП) по электронной почте – hello@glgroup.su или позвонить по телефону +7(981)745-70-08

КОНСУЛЬТАЦИЯ – БЕСПЛАТНО!

Консалтинг Бухгалтерский учет Управленческий учет
Made on
Tilda